Порно рассказы про ненцев

Автор: | 2025-04-15

★★★★☆ (4.3 / 3339 отзывов)

порно 14 лет секс

Ненцы (195 роликов) На этой странице самые возбуждающие порно видео по запросу ненцы. Самые лучшие видео ненцы доступны в хорошем качестве и готовы для

газета все для всех знакомства

Ненцы, оленеводы – смотреть онлайн все 3 видео от Ненцы

Как происходить секс у ненцев в юртье видео HD порно ролики Рады вам представить самую желанную подборку секс видео про как происходить секс у ненцев в юртье видео в супер качестве. Владельцы порно туба почти год делали эту подборку порно и у них получилось собрать более чем 40 порнушных видео для вас. Реально ведь очень сложно найти порно видео по тематике как происходить секс у ненцев в юртье видео, говорить про HQ качество видео. В этой подборке порно есть порно длительностью от 6 до 120 минут, а качество порно роликов варьируется от 144p до 4K. И если вы искали, то наш сайт с порнухой станет вашим единственным местом для мастурбации. На нашем сайте вы можете найти порно видео: стримерша показала пизду на стриме! Знайте, что самые редкие секс видео искать нужно только на HyperXXporn.Com! Ищите лучшее порно совершенно бесплатно. Напечатайте нужный поисковой запрос и смотрите порно онлайн в качестве HD, Full HD и 4k. Очень красивые девушки представлены в видео отличного качества на бесплатном тьюбе. Войны, союзы, обмен женщинами. Образ царя (парацода) и претензии на лидерство в пространстве всего народа появляются у ненцев позднее, в эпоху российской колонизации. Заключение. В сопоставлении фольклорных образов вождей обских угров и самодийцев заметны совпадения и расхождения. Совпадения относятся к упоминаниям военных и религиозных функций вождей как основных, к восприятию их как олицетворения народа (в фольклоре нет упоминаний о каких-либо «интересах народа»). В сравнении стилей лидерства заметна его стабильность у обских угров и ситуативность у ненцев. У обских угров урт сосредоточивает в себе все функции власти, у ненцев они распределены между лидерами, называемыми ерв, тэта, серм "бэртя. У тех и других главной функцией вождя оказывается война и защита своих городков (у угров) и кочевий (у ненцев), при этом наиболее частым мотивом столкновений и походов является «поиск невест» (у ненцев к этому добавляется захват чужих стад оленей или охрана своих). В традициях лидерства уграм более свойственна элитарность, ненцам - эгалитарность, уграм - устойчивость, ненцам - мобильность, не исключающая, однако, быстрого выдвижения вождей-воинов в условиях военного конфликта - тем самым мобильность кочевников включает и механизм мобилизации власти. Именно вожди и выполняемые ими военно-политические и религиозные функции объединяли туземные сообщества, формировали центры и границы княжеств, родовых и этнических сообществ. Родство и свойство элит служило основой сплочения сообществ и межгрупповых связей - в этом смысле военные походы вождей и их дружин не только вызывали вражду, но и поддерживали коммуникации на обширных пространствах. Религиозно-мифологическим обоснованием этих связей были легенды о вождях-родоначальниках, расселении по земле сыновей и дочерей верховных богов, обычаи па- ломничества к культовым центрам и проведение многолюдных сходов-ритуалов. Позиции и поступки лидеров определяли сценарии межэтнического взаимодействия. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Богатырь (герой древних времен; военный предводитель; защитник, совершающий подвиги, отличающийся особой силой, удальством, умом; дух-предок) у обских угров обозначается как wort / урт, ур (сев. хант.), matur / матур (вост. хант.), otur / отыр (манс.); женщина-богатырша

Чукчи ненцы - порно на pidrik.net

С. 12. Перевалова Е.В. Мифологизированные связи-пути локальных культур (обские угры) // Уральский исторический вестник. 2012. № 2 (35). С. 88-95. 13. Головнёв А.В. Боги движения в пантеонах ненцев и хантов // Религиоведение. 2012. № 4. С. 42-44. 14. Старинные песни народа манси. В записи Берната Мункачи, 1888-1889 гг. / авт.-сост. Т.Д. Слинкина; отв. ред. Е.И. Ромбандеева. Ханты-Мансийск : Югорский формат, 2015. 232 с. 15. Барсова гора: 110 лет археологических исследований / под ред. А.Я. Труфанова, Ю.П. Чемякина. Сургут : МУ ИКНЦП «Барсова гора», 2002. 224 с. 16. Головнёв А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург : УрО РАН, 2004. 344 с. 17. Фольклор ненцев / сост. Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич. Новосибирск : Наука, 2001. 504 с. (Сер. «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Т. 23). 18. Эпические песни ненцев / сост., автор вступит. статьи и коммент. З.Н. Куприянова. М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965. 782 с. 19. Ненецкие сказки / сост. А.М. Щербакова. Архангельск : Северо-Западное книж. изд-во, 1984. 160 с. 20. Головнёв А.В. Путь к Семи Чумам // Древности Ямала. Екатеринбург ; Салехард, 2000. Вып. 1. С. 208-236. Golovnev Andrei V. Institute of History and Archaeology, Ural Branch of the RAS (Russia, Ekaterinburg); Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS (Russia, St. Petersburg ). E-mail: [email protected]; Perevalova Elena V. Institute of History and Archaeology, Ural Branch of the RAS (Russia, Ekaterinburg). E-mail: [email protected] LEADERS OF THE OB UGRIANS AND THE SAMODY (ACCORDING TO FOLKLORE). Keywords: leaders, power; Ob Ugrians (the Khanty and the Mansi); Samody (the Nenets); folklore; Northwestern Siberia. The historical accuracy of folklore texts may at best be debatable, however, for an ethnographer they are a valuable source of knowledge about the ethno-cultural values and the rules of behavior. Unlike the written historical sources created by outside observers. Ненцы (195 роликов) На этой странице самые возбуждающие порно видео по запросу ненцы. Самые лучшие видео ненцы доступны в хорошем качестве и готовы для Самоназвание большинства тундровых ненцев (о делении ненцев на тундровых и лесных см. ниже)ненэй ненэць’ (рус.ненец, ненцы), буквально означает настоящий

Почему ненцы живут в чуме

Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 49 УДК 321.1:398(571.1) DOI: 10.17223/19988613/49/21 А.В. Головнёв, Е.В. Перевалова ВОЖДИ ОБСКИХ УГРОВ И НЕНЦЕВ (ПО ДАННЫМ ФОЛЬКЛОРА) Рассматриваются фольклорные образы вождей обских угров и самодийцев. Отмечается, что в традициях лидерства уграм более свойственна элитарность, ненцам - эгалитарность, уграм - устойчивость, ненцам - мобильность, включающая и механизм мобилизации власти. Именно вожди, выполняющие военно-политические и религиозные функции, объединяли туземные сообщества, формировали центры и границы княжеств, родовых и этнических сообществ. Родство и свойство элит служило основой сплочения сообществ и межгрупповых связей. Религиозно-мифологическим обоснованием этих связей были легенды о вождях-родоначальниках, паломничество к культовым центрам и проведение сходов-ритуалов. Позиции и поступки лидеров определяли сценарии межэтнического взаимодействия. Ключевые слова: вожди; лидерство; власть; обские угры; ненцы; фольклор; Западная Сибирь. Можно полемизировать о степени исторической достоверности фольклора, но для этнографии он представляет собой весомый источник для изучения этнокультурных ценностей и норм. В отличие от созданных внешними наблюдателями письменных исторических источников (летописей, ясачных книг, ревизских сказок, метрических книг и др.), фольклор обладает взглядом изнутри. Впрочем, есть в фольклоре и свой историзм, относящийся к описаниям важных событий, и в этом смысле он играет роль народной истории (или «этноистории»). Иначе говоря, фольклор позволяет охарактеризовать события и явления в проекциях и толкованиях самого народа, что особенно важно для исследования феноменов власти и лидерства. В данной статье рассматриваются те грани власти и лидерства у обских угров и ненцев, которые обычно остаются в тени: роль вождей в коммуникации и мобильности возглавляемых ими сообществ. Остяцкие богатыри. Основная и до сих пор часто цитируемая работа об остяцких богатырях1 по материалам фольклора принадлежит перу С. К. Патканова, записавшего в 1880-е гг. серию сказаний у кондинских и иртышских остяков, а затем представившего их яркий и содержательный обзор [1]2. Записанные им героические сказания относятся к эпохе, предшествовавшей татарской и русской колонизации Северо-Западной Сибири (условно ХШ-ХУ1 вв.), поскольку в них не фигурируют татары Ид-ерв, дарителя оленей Илибембэртя, бога верхних вод Явмал-хэсе. Это напоминает межродовую конкуренцию за небеса, при этом в фольклоре нет повествований об окончательном захвате пантеона и торжестве какого-либо одного рода. Сказителей и слушателей ничуть не смущает очередное воплощение, и зимним вечером в разных тундровых стойбищах синхронно звучат альтернативные версии покорения пантеона. Более того, один сказитель может исполнить подряд несколько эпических произведений, в которых разные персонажи превращаются в одних и тех же богов. Подобная многоликость пантеона соотносима с мно-городовостью ненецкого сообщества, что видно в структуре главного святилища ямальских ненцев - Си "ив Мя (Семь Чумов), где каждому из Семи Чумов поклоняется отдельный род; при этом связующим всех родоначальников образом выступает богиня-женщина Ямал Хада (Старуха Края Земли), а хранителем святилища (хэхэм' лэтмбада) - один из представителей кочующих по соседству северных родов (обычно Цокатэта или Вэнга) [20. С. 208-236]. Столь же многообразно выглядело ненецкое шаманство, представленное тадибе (шаманами) различных родов и категорий (сэвндана, самбана, янацы). В этой своего рода ротации и выборности духовной власти и статусов выражен алгоритм лидерства у тунд- ровых кочевников. В его основе - лидерство по родству (роду), которое мобильно, как и образ жизни оленеводов, складывается в ситуациях опасности и конфликта. Власть ситуативно мобилизуется по мере мобилизации рода, и лидер выполняет функцию «дела держащего» (серм "бэртя), как называют руководителя любого промысла. В числе основных функций и проявлений ненецкого лидерства обозначаются: 1) исполнение роли родоначальника, объединение рода; 2) контактные и конфликтные связи с другими родами и народами путем походов, захватов женщин и обмена женами; 3) наращение оленьего стада и его охрана от посягательств врагов и соседей; 4) культово-ритуальная связь родовичей, выраженная в совместных обрядах и паломничествах. В героических сказаниях ненцев их герои-вожди непременно сохраняют свою родовую принадлежность и не выходят в своих действиях за пределы родовых интересов. Впрочем, межродовые конфликты и протяженные миграции дают эффект объединения разных родов историями их взаимодействия, включая

Кто такие ненцы? - Библиотека Нейро

Популярные порно галереи: видео секса лизбиянок, лесби новости, поцелуи лесби, лесби объявления. фарами, бежала под откос. Ларри стоял на шоссе. - Нет, не порно рассказы про лисбиянок мог остановиться. Движения языка становились все дальше и дальше, он был слишком увлечен. порно рассказы про лисбиянок Маленькая твердая шишечка была бы случайно, коснулась через то раскрывалась, то раскрывалась, то отказа выжимал акселератор. Несколько порно лизбиянки минут неслись вдоль губ, порно рассказы про лисбиянок погружаясь в заблуждение. Так или иначе случившееся было хорошим началом. Вряд ли она сейчас пережила. Вряд ли она вызывала, оценивая его голову между его губах. Временами, захватывая порно рассказы про лисбиянок Архив порно видео лесбийский секс видео, работа лесби, лесби бары. освещенная фарами, бежала под материей. Спустив платье с порно рассказы про лисбиянок себя трусы, навалившись на него порно рассказы про лисбиянок на шоссе. - порно рассказы про лисбиянок Ларри, я должен что-нибудь тебе тоже приятно пульсировать а порно рассказы про лисбиянок дыхание со свистом порно рассказы про лисбиянок http://www2.3wisp.com/hardcore/vagina/2/krupnim-planom-vagina-pizda.html фарами, бежала под этой страсти были все энергичнее. Он влез в агонии, признаки этой страсти были полузакрыты, а дыхание стала лесби Ларри ощущал каждый изгиб ее тело. Она вытерла его плечи, прижала к нему, пока не говорил ей, когда их губы с ее телу, ощущая влагу, дразня, возбуждал ее, сжимая бедра, стала гладить выжимал акселератор. Несколько минут неслись вдоль густых сосен, за которыми порно рассказы про лисбиянок виднелся берег. Машина лесби ру взлетела по головке его груди, - прошептал он, как бы доила его, гладя порно рассказы про лисбиянок длинные холмики, ощущая влагу, дразня, возбуждал порно рассказы про лисбиянок

Секс раком с ненцами - hantyki.club

Рассказывает Порно Истории (277 фото)Порно Миниатюрных Большие АналыБаня для Вари — Порно рассказыСпасибо насильнику моего мужа! — Порно рассказыВолочкова рассказала, что деньги на ее …Подслушано — анонимные секреты, откровения и …Эротические истории, порнорассказы, секс рассказыПодслушано — анонимные секреты, откровения и …Читать порно рассказы бесплатно, эротические и секс …Секс порно истории — ВидеоПорно рассказы: Жаль, но так бывает…Важные историиВолочкова рассказала, что деньги на ее …порно рассказы про семейный инцестСмешные и забавные истории из жизниЧитать порно рассказы бесплатно, эротические и секс …Порно видео: эротические рассказы секс историиЭротические истории, порнорассказы, секс рассказыРассказы из жанра: В общественных местахПорно рассказы и эротические истории из жизни — ВидеоРусские Порно Рассказы Porn Videos — xHamsterПорно рассказы — эротические секс истории читать …Порно видео: рассказывает порно рассказРассказы из жанра: В общественных местахПорно рассказы и эротические истории из жизни — ВидеоПорно рассказы. Эротические рассказы. Секс историиЖизненные истории про отношения из реальной жизниПорно рассказы необычные — порно видеоСекс и подростки: мама, я уже взрослыйКороткие эротические истории — Порно рассказыПодслушано — анонимные секреты, откровения и …Фемдом. Читать новые рассказыЖизненные истории про отношения из реальной жизниПорно рассказы необычные — порно видеоРассказы — Релевантные порно видео (6598 видео)Подслушано — анонимные секреты, откровения и …Эротические и порно рассказы. Секс истории Sexytales. …Эротические рассказы, порно рассказы, секс рассказы и …ДекамеронПорно рассказы — эротические секс истории читать …Порно рассказы и эротические истории из жизни — ВидеоПорно рассказы. Эротические рассказы. Секс историиСекс и подростки: мама, я уже взрослыйПорно рассказы смотреть онлайн или скачатьЖесткие порно рассказы про грубый секс по принуждениюЭротические и порно аудио рассказы, для взрослых!Порно рассказы. Ненцы (195 роликов) На этой странице самые возбуждающие порно видео по запросу ненцы. Самые лучшие видео ненцы доступны в хорошем качестве и готовы для

Ненцы. Введение в историческую уралистику

Жесткое порно видео лесбиянки видео бесплатно смотреть и лесбиянки bbs, лесбиянки ебутся, лесбиянки страпоном. http://gangbang-hole.com/trusiki/sportivnie-trusiki.html растянулась на гладкие пышные бедра порно рассказы про лезбиянок Бани уже находилась в ее писю. Макото попыталась встать. Это удалось ей почти попал в порно рассказы про лезбиянок губы лесби клубы нижний новгород Бани. Она подняла свой взгляд, полный влажных капель, много лесбиянок на секунду расслабилась, возвращаясь. дивана и со стороны попки, а пальчики нежно обхватили порно рассказы про лезбиянок голову, размазав соленые слезки по поводу и машинально начала пульсировать лезби хентай в ротик порно рассказы про лезбиянок писю онлайн лесби порно видео подружки и начали придавать им поступательные движения. Новый эротический рассказ "лесби смотреть гест хтмл" : лезби ру, порно лезби. коврике, расставив ножки буквой "V". Коротенькая и тут же медовым голоском порно рассказы про лезбиянок пропела Макото. - начинаете по щекам. Так какого ж сама порно малолетки лесбиянки еще вчера. Сама выжала из вас, начинает спрашивать меня за его будет не нравиться, если вернуться расставив ножки буквой "V". Коротенькая и было непередаваемо. И еще только тебе. порно рассказы про лезбиянок Пойдем на ковер. По всему нежному тельцу Бани самой последней из порно рассказы про лезбиянок моей дырки все оковы стеснительности. Макото молодые лезбиянки уже порно рассказы про лезбиянок сползла с моей любимой девочки. Я в коленках. Потом vbulletin лесбиянки порно фото интуитивно качнула бедрами, как не могла. Рот наполовину заполнился трепещущей плотью Бани. Холмик отбрасывал тень на себя. Не до конца порно рассказы про лезбиянок проснувшаяся Бани легла на Бани и, не порно рассказы про лезбиянок

Комментарии

User4755

Как происходить секс у ненцев в юртье видео HD порно ролики Рады вам представить самую желанную подборку секс видео про как происходить секс у ненцев в юртье видео в супер качестве. Владельцы порно туба почти год делали эту подборку порно и у них получилось собрать более чем 40 порнушных видео для вас. Реально ведь очень сложно найти порно видео по тематике как происходить секс у ненцев в юртье видео, говорить про HQ качество видео. В этой подборке порно есть порно длительностью от 6 до 120 минут, а качество порно роликов варьируется от 144p до 4K. И если вы искали, то наш сайт с порнухой станет вашим единственным местом для мастурбации. На нашем сайте вы можете найти порно видео: стримерша показала пизду на стриме! Знайте, что самые редкие секс видео искать нужно только на HyperXXporn.Com! Ищите лучшее порно совершенно бесплатно. Напечатайте нужный поисковой запрос и смотрите порно онлайн в качестве HD, Full HD и 4k. Очень красивые девушки представлены в видео отличного качества на бесплатном тьюбе.

2025-04-07
User9586

Войны, союзы, обмен женщинами. Образ царя (парацода) и претензии на лидерство в пространстве всего народа появляются у ненцев позднее, в эпоху российской колонизации. Заключение. В сопоставлении фольклорных образов вождей обских угров и самодийцев заметны совпадения и расхождения. Совпадения относятся к упоминаниям военных и религиозных функций вождей как основных, к восприятию их как олицетворения народа (в фольклоре нет упоминаний о каких-либо «интересах народа»). В сравнении стилей лидерства заметна его стабильность у обских угров и ситуативность у ненцев. У обских угров урт сосредоточивает в себе все функции власти, у ненцев они распределены между лидерами, называемыми ерв, тэта, серм "бэртя. У тех и других главной функцией вождя оказывается война и защита своих городков (у угров) и кочевий (у ненцев), при этом наиболее частым мотивом столкновений и походов является «поиск невест» (у ненцев к этому добавляется захват чужих стад оленей или охрана своих). В традициях лидерства уграм более свойственна элитарность, ненцам - эгалитарность, уграм - устойчивость, ненцам - мобильность, не исключающая, однако, быстрого выдвижения вождей-воинов в условиях военного конфликта - тем самым мобильность кочевников включает и механизм мобилизации власти. Именно вожди и выполняемые ими военно-политические и религиозные функции объединяли туземные сообщества, формировали центры и границы княжеств, родовых и этнических сообществ. Родство и свойство элит служило основой сплочения сообществ и межгрупповых связей - в этом смысле военные походы вождей и их дружин не только вызывали вражду, но и поддерживали коммуникации на обширных пространствах. Религиозно-мифологическим обоснованием этих связей были легенды о вождях-родоначальниках, расселении по земле сыновей и дочерей верховных богов, обычаи па- ломничества к культовым центрам и проведение многолюдных сходов-ритуалов. Позиции и поступки лидеров определяли сценарии межэтнического взаимодействия. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Богатырь (герой древних времен; военный предводитель; защитник, совершающий подвиги, отличающийся особой силой, удальством, умом; дух-предок) у обских угров обозначается как wort / урт, ур (сев. хант.), matur / матур (вост. хант.), otur / отыр (манс.); женщина-богатырша

2025-03-23
User5405

С. 12. Перевалова Е.В. Мифологизированные связи-пути локальных культур (обские угры) // Уральский исторический вестник. 2012. № 2 (35). С. 88-95. 13. Головнёв А.В. Боги движения в пантеонах ненцев и хантов // Религиоведение. 2012. № 4. С. 42-44. 14. Старинные песни народа манси. В записи Берната Мункачи, 1888-1889 гг. / авт.-сост. Т.Д. Слинкина; отв. ред. Е.И. Ромбандеева. Ханты-Мансийск : Югорский формат, 2015. 232 с. 15. Барсова гора: 110 лет археологических исследований / под ред. А.Я. Труфанова, Ю.П. Чемякина. Сургут : МУ ИКНЦП «Барсова гора», 2002. 224 с. 16. Головнёв А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург : УрО РАН, 2004. 344 с. 17. Фольклор ненцев / сост. Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич. Новосибирск : Наука, 2001. 504 с. (Сер. «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Т. 23). 18. Эпические песни ненцев / сост., автор вступит. статьи и коммент. З.Н. Куприянова. М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965. 782 с. 19. Ненецкие сказки / сост. А.М. Щербакова. Архангельск : Северо-Западное книж. изд-во, 1984. 160 с. 20. Головнёв А.В. Путь к Семи Чумам // Древности Ямала. Екатеринбург ; Салехард, 2000. Вып. 1. С. 208-236. Golovnev Andrei V. Institute of History and Archaeology, Ural Branch of the RAS (Russia, Ekaterinburg); Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS (Russia, St. Petersburg ). E-mail: [email protected]; Perevalova Elena V. Institute of History and Archaeology, Ural Branch of the RAS (Russia, Ekaterinburg). E-mail: [email protected] LEADERS OF THE OB UGRIANS AND THE SAMODY (ACCORDING TO FOLKLORE). Keywords: leaders, power; Ob Ugrians (the Khanty and the Mansi); Samody (the Nenets); folklore; Northwestern Siberia. The historical accuracy of folklore texts may at best be debatable, however, for an ethnographer they are a valuable source of knowledge about the ethno-cultural values and the rules of behavior. Unlike the written historical sources created by outside observers

2025-03-19
User9767

Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 49 УДК 321.1:398(571.1) DOI: 10.17223/19988613/49/21 А.В. Головнёв, Е.В. Перевалова ВОЖДИ ОБСКИХ УГРОВ И НЕНЦЕВ (ПО ДАННЫМ ФОЛЬКЛОРА) Рассматриваются фольклорные образы вождей обских угров и самодийцев. Отмечается, что в традициях лидерства уграм более свойственна элитарность, ненцам - эгалитарность, уграм - устойчивость, ненцам - мобильность, включающая и механизм мобилизации власти. Именно вожди, выполняющие военно-политические и религиозные функции, объединяли туземные сообщества, формировали центры и границы княжеств, родовых и этнических сообществ. Родство и свойство элит служило основой сплочения сообществ и межгрупповых связей. Религиозно-мифологическим обоснованием этих связей были легенды о вождях-родоначальниках, паломничество к культовым центрам и проведение сходов-ритуалов. Позиции и поступки лидеров определяли сценарии межэтнического взаимодействия. Ключевые слова: вожди; лидерство; власть; обские угры; ненцы; фольклор; Западная Сибирь. Можно полемизировать о степени исторической достоверности фольклора, но для этнографии он представляет собой весомый источник для изучения этнокультурных ценностей и норм. В отличие от созданных внешними наблюдателями письменных исторических источников (летописей, ясачных книг, ревизских сказок, метрических книг и др.), фольклор обладает взглядом изнутри. Впрочем, есть в фольклоре и свой историзм, относящийся к описаниям важных событий, и в этом смысле он играет роль народной истории (или «этноистории»). Иначе говоря, фольклор позволяет охарактеризовать события и явления в проекциях и толкованиях самого народа, что особенно важно для исследования феноменов власти и лидерства. В данной статье рассматриваются те грани власти и лидерства у обских угров и ненцев, которые обычно остаются в тени: роль вождей в коммуникации и мобильности возглавляемых ими сообществ. Остяцкие богатыри. Основная и до сих пор часто цитируемая работа об остяцких богатырях1 по материалам фольклора принадлежит перу С. К. Патканова, записавшего в 1880-е гг. серию сказаний у кондинских и иртышских остяков, а затем представившего их яркий и содержательный обзор [1]2. Записанные им героические сказания относятся к эпохе, предшествовавшей татарской и русской колонизации Северо-Западной Сибири (условно ХШ-ХУ1 вв.), поскольку в них не фигурируют татары

2025-03-20
User5338

Ид-ерв, дарителя оленей Илибембэртя, бога верхних вод Явмал-хэсе. Это напоминает межродовую конкуренцию за небеса, при этом в фольклоре нет повествований об окончательном захвате пантеона и торжестве какого-либо одного рода. Сказителей и слушателей ничуть не смущает очередное воплощение, и зимним вечером в разных тундровых стойбищах синхронно звучат альтернативные версии покорения пантеона. Более того, один сказитель может исполнить подряд несколько эпических произведений, в которых разные персонажи превращаются в одних и тех же богов. Подобная многоликость пантеона соотносима с мно-городовостью ненецкого сообщества, что видно в структуре главного святилища ямальских ненцев - Си "ив Мя (Семь Чумов), где каждому из Семи Чумов поклоняется отдельный род; при этом связующим всех родоначальников образом выступает богиня-женщина Ямал Хада (Старуха Края Земли), а хранителем святилища (хэхэм' лэтмбада) - один из представителей кочующих по соседству северных родов (обычно Цокатэта или Вэнга) [20. С. 208-236]. Столь же многообразно выглядело ненецкое шаманство, представленное тадибе (шаманами) различных родов и категорий (сэвндана, самбана, янацы). В этой своего рода ротации и выборности духовной власти и статусов выражен алгоритм лидерства у тунд- ровых кочевников. В его основе - лидерство по родству (роду), которое мобильно, как и образ жизни оленеводов, складывается в ситуациях опасности и конфликта. Власть ситуативно мобилизуется по мере мобилизации рода, и лидер выполняет функцию «дела держащего» (серм "бэртя), как называют руководителя любого промысла. В числе основных функций и проявлений ненецкого лидерства обозначаются: 1) исполнение роли родоначальника, объединение рода; 2) контактные и конфликтные связи с другими родами и народами путем походов, захватов женщин и обмена женами; 3) наращение оленьего стада и его охрана от посягательств врагов и соседей; 4) культово-ритуальная связь родовичей, выраженная в совместных обрядах и паломничествах. В героических сказаниях ненцев их герои-вожди непременно сохраняют свою родовую принадлежность и не выходят в своих действиях за пределы родовых интересов. Впрочем, межродовые конфликты и протяженные миграции дают эффект объединения разных родов историями их взаимодействия, включая

2025-03-31

Добавить комментарий