Встреча жениха и невесты
Автор: � | 2025-04-18
Как встретить жениха без выкупа ; Выкуп невесты: как встретить жениха ; Как организовать встречу жениха и невесты без выкупа? Как родителям невесты устроить встречу жениха? Сценарии встречи Личная жизнь Как встречают молодых после загса родители жениха. Сценарий встречи жениха у дома невесты Как организовать встречу жениха и невесты
Подружки невесты зовут жениха / Встреча жениха и невесты /
Этого обряда жених и невеста считались мужем и женой. Муллу одаряли деньгами, пиалой («шынъ аяк») и платком. Гости со стороны невесты также дарили близким родственникам жениха пять пиал, обернутых пятью платками, остальным — тремя или двумя платками, в зависимости от степени родства с женихом. Общее число подаренных пиал иногда доходило до четырехсот. Обряд завершался угощением.В день свадьбы традиционные обряды проходили как в доме невесты, так и в доме жениха. В локусе невесты: встреча гостей со стороны жениха, застолье, вынос [на руках] невесты («кыз шыгарган») из родительского дома, танцы, перевоз невесты («тав коьше») в дом жениха. В локусе жениха: встреча невесты и гостей, внесение невесты («кыз аькелуьв») в дом мужа, определение места («шымылдык») для невесты в новом доме, свадебный пир.Свадьбу («той») назначали обычно на субботу. На территории жениха — стороне («бет») празднование начиналось с четверга. Согласно этикету, на праздниках родинного и свадебного циклов поздравления принимали и принимают старшие члены семьи — бабушки и дедушки. Мужчины, пришедшие поздравить, говорили: «На свадебный кортеж посадить пришли» («Тав коьше олтыртпага келдик»), а женщины дарили отрезы тканей «кийит» («кийим» — одежда и «эт» — сделай).Днем в субботу снохи, друг («яс агасы») и сестры новобрачного собирались в путь за невестой. Молодые, незамужние родственницы жениха не могли присутствовать на торжествах без приглашения, даже если находились в близком родстве с новобрачным. Старшие родственники молодожена просили разрешения у родителей младших родственниц поехать за невестой. Принято было говорить: «На арбу сесть приглашаем» («Арбага минмеге шакырамыз»), что означало побуждение к поездке за невестой. Приглашенные незамужние родственницы готовили в качестве подарка «козы боьрк»
Сонник Встреча жениха и невесты. К чему снится Встреча жениха и невесты
В его полной версии представляет собой многосоставное ритуальное действо, основные этапы которого связаны с довенечным и послевенечным периодами. Обряды довенечного цикла направлены на отражение идеи «отчуждения» невесты от родного дома, прощания невесты со своим родом, оплакивания прежней «вольной жизни». За год-два до свадьбы это «выбор пары», договоренность молодых, передача «задатка» парню. За неделю-две до свадьбы — «про-сватывание», передача «залога» жениху, «богомолье», «рукобитье», «одаривание» женихом подруг невесты, вечера у невесты, обряд «ходить на гулы», посещение невестой-сиротой кладбища, обряд причитания «на кукушку», приезд жениха с «шелыгой». Накануне свадебного дня — баня, обычай «ходить на плак», девичник. Утро свадебного дня — выезд свадебного поезда из дома жениха, прибытие поезжан в дом невесты, встреча свадебного поезда, выкуп невесты, благославление молодых, отъезд молодых к венцу, перевоз приданого. Обрядовые действия послевенечной части направлены на отражение идеи соединения родов, приобщения невесты к роду жениха, получение и утверждение ее нового социального статуса. В день свадьбы это встреча молодых в доме жениха, обряд «закрывания» молодой, величание молодых и гостей, обряд «раскрывания» молодой, обряд «выкликания» молодых, обрядовые гадания, свадебный пир, проводы молодых спать. Во второй день свадьбы — обряд «бужения» молодых, утренние обряды проверки молодой, «яичня» в доме у матери невесты. Наиболее значимым действием, отражающим идею инициации невесты, становится обычай «ходить на гулы» [Перегинский с/с, д. Коломно, ФЭЦ 190508]. Этим термином определялась традиция выхода невесты с подругами на улицу, причитать. Начинали причитать сразу после «сватовства» [Перегинский с/с, д. Барские Кулики, 1907-01]: «Только сваты за порог, подруги берут невесту под руки, выводят на улицу красоваться, поют свадебные песни, причитывают» [8]. Этот обычай связан с необходимостью расставания с прежней жизнью, с осознанием своего нового статуса: невеста плачет «по гульбе» [Переездовский с/с, д. Кстечки, ФЭЦ 1931-29]. Одним из наиболее важных обрядов инициации невесты был обычай одевать «какошник» на голову молодухе, который становился одним из последних символов перехода невесты в статус замужней женщины: «Драматичным было прощание невесты с волей девичьей и принятие воли новой родни и нового головного убора замужней женщины — момент оттягивается до тех пор, пока невеста не наберется смелости сказать свекрови и свекру: «Разрешите мне вас матушкой и батюшкой называть?» — Пожалуйста, доченька, — скажут свекор со свекровью и поцелуют ее. Девушки печальную песню запоют «Из-за лесу, лесу темного». Во время песни жених встанет, разложит косу на две, а подружки заплетут и уложат косы на голове. Свекровь наденет повойник, теперь без него молодуха — никуда! Дружка кричит молодым «Ура!» или «Хорошо!», чтобы они поцеловались. «Хорошо! Хорошо!» — вторит дружке весь свадебный стол» [9]. Хозяйственно-трудовой аспект проявляется в разных формах обрядовых действий. Идея воспитания посредством хозяйственно-трудовой деятельности в свадебном обряде проявляется в процессе подготовки приданого. В течение недели каждый вечер у невесты собираются ее подруги и помогают готовить приданое: шьют платье, фату, одеяла (кто побогаче — из одного полотна, победнее — изПервая встреча жениха и невесты – Первая встреча жениха с
И катать (гладить) дары. Невеста благодарила помощниц песней: «Спасибо, любушки, пришли, послушали, Покатали дарьице, девье рукодельице; Что не по людям пойдет, да не людям достанется, Скомлю в комочики, брошу в уголочики; Что по людям пойдет, да людям достанется, Свяжу в узелочики, запру под замочики»6. В тексте акцентируется внимание на антагонизме «своего» и «чужого» рода. В причитаниях невесты звучит противопоставление своей родни и родни жениха, как «люди» - «не люди». «Изоляция» невесты выражается тем, что она не покидает родного дома, её жизненное пространство сужается. От лица невесты - «сговорёнки» - выступают ее подруги, которые во время подготовительного периода несколько раз посещают дом жениха, передают ему венчальную одежду, перевозят постель, ходят за веником и мылом. Каждый раз девушек угощают в доме жениха и в ответ на подарки невесты передают ей свои. Молодёжь становится активным участником подготовительного периода. Г. А. Левинтон отмечает: «Девушки имеют ряд чисто ритуальных привилегий: им, и только им у можно исполнять некоторые обряды. Это право они теряют, выходя замуж» . Жених и его мать тоже неоднократно посещают невесту, мать жениха угощает девушек; при этом особое значение придавалось ритуальному хлебу. Здесь раскрывается семантическая связь хлеба -«жита» с идеями новой жизни, плодородия, достатка, изобилия. «Каравай рассматривался в качестве жертвы, воплощения счастья и доли; отмечалась его связь с образами жениха и невесты, солнца и месяца, с концепцией мирового древа» . Параллельно с коммуникативной линией обрядовых церемоний развивается и линия инициации, связанная с изменением социального статуса невесты. В традиционном обряде инициационная символика пронизывает весь обряд, начиная с «изоляции» просватанной девушки и заканчивая ее презентацией в новом качестве, как женщины и члена новой семьи, на второй день свадьбы. В предсвадебном периоде особую роль играл девичник, во время которого организуются «баня невесты», «расплетание косы», «раздаривание» девичьих лент подругам, «прощание с красотой», как 6Записано от Воловой Марии Павлиновны, 1900 г.р., д. Б. Пенье // Личный архив автора. 7Левинтон Г. А. Указ. соч. С. 212. 8Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре (Структурно -семантический анализ восточнославянских обрядов). - СПб. : Наука, 1993. С. 81. обряды отчуждения от своей общины. «Красота - символ того, что теряет невеста. Это и девственность в чисто физическом смысле, и социальное положение девушки»9. В исследуемых нами селениях девичник органично вписывался в драматургию первого дня свадьбы (мест. «прииждены» - свадебное пиршество сначала в доме невесты, потом - в доме жениха), сразу после дня «катания даров». За невестой в ее дом приходили жених с родственниками -15-20 человек («поезжана» - д. Синики; «прибор» - д. Б. Пенье). Впереди всех шла «божатка» -крестная жениха, руководитель и организатор свадьбы. У нее в руках - ящик с пирогами и шаньгами. Невеста, увидев жениха, уходила в другую избу, где ее собирали для выхода к жениху ее «божатка» и мать. Невеста громко причитала: «Все нашли, наехали Сила - рать великая, Да. Как встретить жениха без выкупа ; Выкуп невесты: как встретить жениха ; Как организовать встречу жениха и невесты без выкупа? Как родителям невесты устроить встречу жениха? Сценарии встречиВстреча жениха в доме невесты – Как надо встречать жениха
Характеру» 15. В церковь едут жених с невестой, божатка и тысяцкий. В церкви божатка снимает с невесты платок и почёлок, расплетает косу; после венчания заплетает 2 косы16, надевает кокошник (самшуру -мест.), повязывает поверх платок. Этот обряд «окручивания» молодой является продолжением 14 Записано от Воловой Марии Павлиновны, 1900 г.р., д. Б. Пенье // Личный архив автора. 15 Записано от Воловой Марии Павлиновны, 1900 г.р., д. Б. Пенье // Личный архив автора. 16 По представлениям респондентов, «раньше невеста была связана с одним родом, теперь - с двумя». 175 вертикальной линии ритуала. Смена причёски и головного убора невесты - дополнение церемонии передачи невесты жениху. Обряды включения невесты в новую родню (презентация в новом качестве) начинались коллективным участием в религиозном таинстве брака, встречей невесты и жениха у дома его родителей, совместным перешагиванием ими границы - порога, а также - свадебным застольем -совместной трапезой в первый день свадьбы. Уникальный обычай отрубать топором невестину косу на пороге женихова дома и выбрасывать ее за забор был зафиксирован в д. Капустино; в условиях 1920-х гг. брак был не венчаный. Порог в данном случае рассматривается в качестве границы между «жизнями». Часто отец и мать невесты не присутствовали на свадьбе в доме жениха. В этом случае их ходили приглашать родственники жениха на второй день свадьбы - «звали гордых». Свадебные обряды продолжались на второй день проверкой молодой на честность и хорошее воспитание (после брачной постели); в случае обмана со стороны невесты парни - жениховы друзья могли пойти обмазать ворота дегтем в усадьбе невестиных родителей. Три дня свадьба продолжалась в доме жениха, в ряде мест свадебный цикл завершался последним пиром в доме родителей невесты - «хлебинами». Таким образом, северорусская свадьба целиком и полностью демонстрирует семантическое поле обрядов «перехода». Именно для северорусской традиции была характерна свадьба-драма, в отличие от южнорусской свадьбы-веселья. В исследуемой нами свадьбе присутствует наибольшая вербальная активность невесты, которая с просватанья до «выводного стола» в день свадьбы произносила много причитаний речитативного характера (соло, в сопровождении хора причитающих или поющих девушек, или подголосницы), когда посещала родных, прощалась на девичнике с подружками, «вопила» при расплетании косы и т. д. Для северно-русских традиций характерен послесвадебный обряд «звать гордых» - родителей невесты; обряд «хлебины»- посещение новобрачными ближайших родственников со стороны молодого и молодухи. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре (Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов). СПб.: Наука, 1993. 2. Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. Пер. с фр. Ю. В. Ивановой, Л. В. Покровской. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 3. Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / ред. Байбурин А. К., Кон И. С. СПб.: Наука, 1991. 4. Никишенков А. А. Встреча на родине М. В. Ломоносова: творческий союз двух замечательных этнографов - Петра Саввича и АлександрыПервая встреча жениха и невесты в
Культура). Учебно-методическое пособие / под ред. А. А. Никишенкова. - М. : Новый хронограф, 2010. 3Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / ред. Байбурин А. К., Кон И. С. - СПб. : Наука, 1991. С. 210. после свадьбы. Важность этих обрядов отмечал Арнольд ван Геннеп: «Обмен подарками обладает непосредственной силой воздействия, это принудительный акт: принять от какого-либо человека подарок - значит связать себя с ним»4. Во время договора определялся состав приданого невесты и назначение «кладки» за нее. Возмещение утраты в семье невесты сваты обязаны компенсировать, поскольку род жениха приобретает и нового члена семейного коллектива, и новую рабочую силу: «Отделение человека от определённых групп ослабляет их, но одновременно усиливает другие; урон является численным, экономическим и моральным одновременно. Отсюда практика, согласно которой сторона, ставшая сильнее, компенсирует ослабление другой стороны. Обряды «выкупа» всегда совпадают с обрядами отделения»5. Особое значение в предсвадебном периоде играет запой, при котором встреча двух родов, совместная трапеза направлены на сближение двух семей. Помимо экономической темы, здесь звучит впервые тема прощания невесты с родным домом. После того, как родители невесты принимали угощения от сватов и выпивали первую рюмку вина, невеста начинала причитать, а девушки запевали прощальные песни. Такой неотъемлемый этап свадьбы как запой, по сути, первый из обрядов включения невесты в другую семью, здесь происходит санкционирование общиной возникновения новой семьи. Весь период от сговора (запоя) до первого дня свадьбы заполнен подготовкой к ней: невестой и ее подругами устраивались «кройки», шились «дары» всей родне - будущим участникам свадьбы. По информации старожилов указанных селений Архангельской области, свататься приходил жених с матерью или отцом. С собой они приносили вино, которое пили в любом случае - согласна невеста или нет. Если жених получал отказ, деньги семья невесты за выпитое вино возвращала. После сватанья дня через 2 - 3 происходила уговорка. На этом этапе обе семьи договаривались о сроке свадьбы, «кроили дары». Локальные особенности свадьбы в отдельных селениях проявляются в отношении к приданому невесты. Так, в д. Синики обязательное приданое измерялось деньгами, зерном, скотом, землей. В с. Строевском приданое было необходимо лишь в том случае, если невеста обладала какими-то недостатками (бедность, уродство), которые ей мешают выйти замуж. Мать жениха сообщала, сколько даров невеста должна подготовить к свадьбе. После уговорки невеста на протяжении 1 - 2 недель (до дня свадьбы) шила дары: самой близкой родне жениха - рубахи с чеканами (вышивкой), свекрови - рубаху, полотенце, сарафан, горшочник (короткое полотенце), родственникам более дальним - платы - вышитые полотенца с пришитыми 4Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. Пер. с фр. Ю. В. Ивановой, Л. В. Покровской. - М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С. 32. 5Там же. С. 111 - 115. кружевами. Шить дары невеста приглашала своих подруг. Они помогали невестеПервая встреча жениха и невесты
Развития традиции. Значительный пласт песенной лирики Лузы отличается полифункциональностью, не ограничивается одной функцией. Песни церемониального характера, побуждающие к действию, а также песни, комментирующие определенные обрядовые акты, со временем аккумулировали в себе величальное начало. Таким образом, величание как одна из центральных, обязательных для свадьбы, функций оказывается определяющей для тех ритуальных действий, которые предполагают обязательное участие обеих сторон (партии жениха и партии невесты). Магический характер песен-величаний и песен с элементами величания заключается в идее примирения двух враждующих сторон и в идее соединения пары. В отличие от песен комментирующего и церемониального характера с элементами величаний, исполнение которых было четко регламентировано в обряде, собственно величальные песни, адресованные жениху и всем мужчинам-свадебжанам, не имеют строгой приуроченности к конкретному обрядовому действию. Однако их исполнение дифференцировано в зависимости от адресата: в доме невесты - на смотрах - «опевают» представителей рода жениха, в доме жениха - гостей со стороны невесты. Наблюдения за функционально-бытовой стороной свадебного фольклора Лузы позволили обнаружить значительный корпус текстов с функцией корения. Семантический объем понятия «корение» в лузской свадьбе не исчерпывается понятием «корильная песня»: корильной функцией обладают и песни, и причитания, и частушки. Исполняемые на протяжении всего обряда, корения демонстрируют динамику развития эмоционально-экспрессивной мотивации осуждения противоположной стороны. Корения по-разному развивают одну из центральных идей свадебного обряда - борьбу двух враждующих сторон (рода жениха и рода невесты). В жанре причитания противоположная сторона выступает как чужое, враждебное, опасное. Здесь детально разрабатывается образ «чужой стороны», причем, чужая сторона имеет обобщенно-абстрактный характер. По мере приближения к дому невесты свадебного поезда «чужая сторона» постепенно «конкретизируется» в образах ее представителей - жениха и его окружения, хотя описание свадебного поезда носит пока еще обобщенно-нарицательный характер. Вначале жених изображается угрожающе, однако впоследствии чувство страха перед женихом постепенно преодолевается посредством смеха. Так, постепенно образ грозного жениха-погубителя сменяется на уничижительное его изображение. В коре-нии свата, представленном песней и частушкой, обнаруживается тождественная динамика образа. В образах участников свадьбы - «князевой сватьи», тысяцкого, «бо-яр-свадебжан», несмотря на сюжетную пестроту корильных песен, разрабатываются определенные архетипические характеристики антигероя. Кроме того, в качестве одной из характеристик иномирности сватьи и тысяцкого можно назвать их гиперэротизм. Акцентирование эротизма этих образов может быть объяснено особым статусом сватьи и тысяцкого как своеобразных аналогов жениха и невесты. Выделение эротических свойств этих свадебных чинов имеет продуцирующее значение, связанное с переводом молодых в статус рождающих. Это явилось основанием исполнения скабрезных песен и частушек в обряде первой брачной ночи. Собственно корильных песен, адресованных невесте, на Лузе не отмечено. Корение невесты осуществлялось либо посредством приема реверсии: через величание жениха; либо включением особых формул «опе-вания» в песни, комментирующие встречу молодых от венца. Однако сама идея корения невесты, осмысляемая как своеобразная форма испытания, обнаруживается в текстах разной жанровой принадлежности. В при-четных текстах идея корения эксплицируется в формулах самоуничижительной характеристики невесты. Те же характеристики особым образом преломляются в песенных текстах: неспособность выполнять хозяйственные. Как встретить жениха без выкупа ; Выкуп невесты: как встретить жениха ; Как организовать встречу жениха и невесты без выкупа? Как родителям невесты устроить встречу жениха? Сценарии встречи Личная жизнь Как встречают молодых после загса родители жениха. Сценарий встречи жениха у дома невесты Как организовать встречу жениха и невестыКомментарии
Этого обряда жених и невеста считались мужем и женой. Муллу одаряли деньгами, пиалой («шынъ аяк») и платком. Гости со стороны невесты также дарили близким родственникам жениха пять пиал, обернутых пятью платками, остальным — тремя или двумя платками, в зависимости от степени родства с женихом. Общее число подаренных пиал иногда доходило до четырехсот. Обряд завершался угощением.В день свадьбы традиционные обряды проходили как в доме невесты, так и в доме жениха. В локусе невесты: встреча гостей со стороны жениха, застолье, вынос [на руках] невесты («кыз шыгарган») из родительского дома, танцы, перевоз невесты («тав коьше») в дом жениха. В локусе жениха: встреча невесты и гостей, внесение невесты («кыз аькелуьв») в дом мужа, определение места («шымылдык») для невесты в новом доме, свадебный пир.Свадьбу («той») назначали обычно на субботу. На территории жениха — стороне («бет») празднование начиналось с четверга. Согласно этикету, на праздниках родинного и свадебного циклов поздравления принимали и принимают старшие члены семьи — бабушки и дедушки. Мужчины, пришедшие поздравить, говорили: «На свадебный кортеж посадить пришли» («Тав коьше олтыртпага келдик»), а женщины дарили отрезы тканей «кийит» («кийим» — одежда и «эт» — сделай).Днем в субботу снохи, друг («яс агасы») и сестры новобрачного собирались в путь за невестой. Молодые, незамужние родственницы жениха не могли присутствовать на торжествах без приглашения, даже если находились в близком родстве с новобрачным. Старшие родственники молодожена просили разрешения у родителей младших родственниц поехать за невестой. Принято было говорить: «На арбу сесть приглашаем» («Арбага минмеге шакырамыз»), что означало побуждение к поездке за невестой. Приглашенные незамужние родственницы готовили в качестве подарка «козы боьрк»
2025-04-09В его полной версии представляет собой многосоставное ритуальное действо, основные этапы которого связаны с довенечным и послевенечным периодами. Обряды довенечного цикла направлены на отражение идеи «отчуждения» невесты от родного дома, прощания невесты со своим родом, оплакивания прежней «вольной жизни». За год-два до свадьбы это «выбор пары», договоренность молодых, передача «задатка» парню. За неделю-две до свадьбы — «про-сватывание», передача «залога» жениху, «богомолье», «рукобитье», «одаривание» женихом подруг невесты, вечера у невесты, обряд «ходить на гулы», посещение невестой-сиротой кладбища, обряд причитания «на кукушку», приезд жениха с «шелыгой». Накануне свадебного дня — баня, обычай «ходить на плак», девичник. Утро свадебного дня — выезд свадебного поезда из дома жениха, прибытие поезжан в дом невесты, встреча свадебного поезда, выкуп невесты, благославление молодых, отъезд молодых к венцу, перевоз приданого. Обрядовые действия послевенечной части направлены на отражение идеи соединения родов, приобщения невесты к роду жениха, получение и утверждение ее нового социального статуса. В день свадьбы это встреча молодых в доме жениха, обряд «закрывания» молодой, величание молодых и гостей, обряд «раскрывания» молодой, обряд «выкликания» молодых, обрядовые гадания, свадебный пир, проводы молодых спать. Во второй день свадьбы — обряд «бужения» молодых, утренние обряды проверки молодой, «яичня» в доме у матери невесты. Наиболее значимым действием, отражающим идею инициации невесты, становится обычай «ходить на гулы» [Перегинский с/с, д. Коломно, ФЭЦ 190508]. Этим термином определялась традиция выхода невесты с подругами на улицу, причитать. Начинали причитать сразу после «сватовства» [Перегинский с/с, д. Барские Кулики, 1907-01]: «Только сваты за порог, подруги берут невесту под руки, выводят на улицу красоваться, поют свадебные песни, причитывают» [8]. Этот обычай связан с необходимостью расставания с прежней жизнью, с осознанием своего нового статуса: невеста плачет «по гульбе» [Переездовский с/с, д. Кстечки, ФЭЦ 1931-29]. Одним из наиболее важных обрядов инициации невесты был обычай одевать «какошник» на голову молодухе, который становился одним из последних символов перехода невесты в статус замужней женщины: «Драматичным было прощание невесты с волей девичьей и принятие воли новой родни и нового головного убора замужней женщины — момент оттягивается до тех пор, пока невеста не наберется смелости сказать свекрови и свекру: «Разрешите мне вас матушкой и батюшкой называть?» — Пожалуйста, доченька, — скажут свекор со свекровью и поцелуют ее. Девушки печальную песню запоют «Из-за лесу, лесу темного». Во время песни жених встанет, разложит косу на две, а подружки заплетут и уложат косы на голове. Свекровь наденет повойник, теперь без него молодуха — никуда! Дружка кричит молодым «Ура!» или «Хорошо!», чтобы они поцеловались. «Хорошо! Хорошо!» — вторит дружке весь свадебный стол» [9]. Хозяйственно-трудовой аспект проявляется в разных формах обрядовых действий. Идея воспитания посредством хозяйственно-трудовой деятельности в свадебном обряде проявляется в процессе подготовки приданого. В течение недели каждый вечер у невесты собираются ее подруги и помогают готовить приданое: шьют платье, фату, одеяла (кто побогаче — из одного полотна, победнее — из
2025-03-26Характеру» 15. В церковь едут жених с невестой, божатка и тысяцкий. В церкви божатка снимает с невесты платок и почёлок, расплетает косу; после венчания заплетает 2 косы16, надевает кокошник (самшуру -мест.), повязывает поверх платок. Этот обряд «окручивания» молодой является продолжением 14 Записано от Воловой Марии Павлиновны, 1900 г.р., д. Б. Пенье // Личный архив автора. 15 Записано от Воловой Марии Павлиновны, 1900 г.р., д. Б. Пенье // Личный архив автора. 16 По представлениям респондентов, «раньше невеста была связана с одним родом, теперь - с двумя». 175 вертикальной линии ритуала. Смена причёски и головного убора невесты - дополнение церемонии передачи невесты жениху. Обряды включения невесты в новую родню (презентация в новом качестве) начинались коллективным участием в религиозном таинстве брака, встречей невесты и жениха у дома его родителей, совместным перешагиванием ими границы - порога, а также - свадебным застольем -совместной трапезой в первый день свадьбы. Уникальный обычай отрубать топором невестину косу на пороге женихова дома и выбрасывать ее за забор был зафиксирован в д. Капустино; в условиях 1920-х гг. брак был не венчаный. Порог в данном случае рассматривается в качестве границы между «жизнями». Часто отец и мать невесты не присутствовали на свадьбе в доме жениха. В этом случае их ходили приглашать родственники жениха на второй день свадьбы - «звали гордых». Свадебные обряды продолжались на второй день проверкой молодой на честность и хорошее воспитание (после брачной постели); в случае обмана со стороны невесты парни - жениховы друзья могли пойти обмазать ворота дегтем в усадьбе невестиных родителей. Три дня свадьба продолжалась в доме жениха, в ряде мест свадебный цикл завершался последним пиром в доме родителей невесты - «хлебинами». Таким образом, северорусская свадьба целиком и полностью демонстрирует семантическое поле обрядов «перехода». Именно для северорусской традиции была характерна свадьба-драма, в отличие от южнорусской свадьбы-веселья. В исследуемой нами свадьбе присутствует наибольшая вербальная активность невесты, которая с просватанья до «выводного стола» в день свадьбы произносила много причитаний речитативного характера (соло, в сопровождении хора причитающих или поющих девушек, или подголосницы), когда посещала родных, прощалась на девичнике с подружками, «вопила» при расплетании косы и т. д. Для северно-русских традиций характерен послесвадебный обряд «звать гордых» - родителей невесты; обряд «хлебины»- посещение новобрачными ближайших родственников со стороны молодого и молодухи. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре (Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов). СПб.: Наука, 1993. 2. Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. Пер. с фр. Ю. В. Ивановой, Л. В. Покровской. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 3. Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / ред. Байбурин А. К., Кон И. С. СПб.: Наука, 1991. 4. Никишенков А. А. Встреча на родине М. В. Ломоносова: творческий союз двух замечательных этнографов - Петра Саввича и Александры
2025-04-02